ГлавнаяНовостиЭкологическое просвещение и...

Экологическое просвещение и популяризация экологических идей

672 просмотра

5 ноября 2020 года в Надтеречной Эколого-биологической станции в целях формирования у учащихся экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, привлечения внимания к проблемам охраны природы, проведен республиканский семинар по теме «Экологическое просвещение и популяризация экологических идей, формирование экологической культуры у обучающихся».
В семинаре приняли участие: начальник отдела образования Надтеречного муниципального района Муцулханов Ильяс Султанович; представители Республиканского эколого-биологического центра, а также руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования естественнонаучной направленности республики.
Открыла семинар Исаева Лайла Руслановна, директор Эколого-биологической станции Надтеречного района. Она ознакомила всех участников с программой республиканского семинара. В своем выступлении Лайла Руслановна отметила, что экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания подрастающего поколения.
С докладом «Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования как система формирования экологической культуры у подрастающего поколения» выступила директор Республиканского эколого-биологического центра Э.Х-А. Темирсултанова.  Она отметила, что несмотря на важность, экологическая культура не может сформироваться у населения сама по себе. Необходима мощная система накопления распространения и популяризации знаний в области экологии. В настоящее время практически общепризнано, что формирование экологической культуры личности и общества - основная цель экологического образования, реализуемая преимущественно в учреждениях дополнительного образования. Под экологической культурой личности обычно понимают комплекс нравственно-этических ценностей и деятельностных принципов в отношении человека, природы и общества. В заключении мне хотелось бы еще раз упомянуть высказывание Владимира Ивановича Вернадского, основателя современного учения о биосфере, утверждал о неизбежности трансформации биосферы в ноосферу, «сферу разума» как важнейшего этапа развития человечества, подчеркнула Элина Хож-Ахмедовна.
Заместитель директора по научно-методической работе Республиканского эколого-биологического центра Муцуев А.И. в своем докладе рассказал о том, что особая роль в реализации экологического образования отводится дополнительному образованию. Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации личности учащегоя и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность «погружения» в мир живой природы, возможность быть личностью. Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образовательного пространства нашей страны, сказал Абубакар Имранович. 
Педагог дополнительного образования Республиканского эколого-биологического центра Бибулатова Х.Х. отметила в своем докладе о том, что в настоящее время экологизация воспитательной работы стала одним из главных направлений развития системы образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности с практической работой на учебно-опытнических участках и экскурсионной деятельностью в рамках изучения природы родного края. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия, отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек, подчеркнула Хава Хусайновна.
Обобщение экологического просвещения и распространение экологических идей учреждения включает в себя работу лабораторий естественнонаучной направленности «Экологический мониторинг», «Агроэкология», «Юный биолог», социально-педагогической направленности «Песочные фантазии». 
Представители лаборатории «Песочные фантазии» показали, как,  попадая в сказочную страну, они играют в песочнице и чувствуют себя настоящими волшебниками. Ребята рассказали, что данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как они создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.  Участники семинара узнали, что этот необычный вид искусства называется «Sand art», то есть «искусство песка». 
«Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира», - отметила в своем выступлении руководитель лаборатории «Песочные фантазии» Асет Альбикханова.
О полезных и вредных свойствах овощей и фруктов рассказали  обучающиеся лаборатории «Умные игры в добрых сказках». Гости смогли окунуться в детство – первоначальную ступень, на которой закладывается позитивная бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. Именно сказки вызывают эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные знания должны всегда нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка, вызывать отклик и понимание экологических проблем. Это было показано в постановке «Сказка Эколога» под руководством руководителя Хамидовой М.И.   
Участники «Экологического мониторинга» познакомили присутствующих с цифровой лабораторией, измерили кислотность раствора с помощью PH-метра и рассказали о способе очистки воды в природе.
Как отмечают обучающиеся, экологическое образование в настоящее время - один из основных условий выживания человечества, так как загрязнение окружающей среды является важнейшей проблемой.
Представители лаборатории «Агроэкология» под руководством педагогов Солтыханова С-М. Б. и Алаевой М.А. продемонстрировали технологию выращивания семян в системе «Домашний сад», познакомили с учебным тренажером агронома «Полевая сумка агронома».  Далее состоялась мини-презентация «Гербарий лекарственных растений, произрастающих на территории Надтеречного района».   
В лаборатории «Юный биолог» поведали о многообразии мира живой природы, так как понимание связи всего на планете поможет не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Ребята рассказали про препарирование насекомых и показали строение клеток кожицы лука.  Особое внимание было уделено сочетанию различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого - экологических знаний.